IoT на службе транспорта: Украина в контексте технологической революции

Когда мы говорим о применении IoT в транспортной сфере, о терминологии «умный транспорт» – в первую очередь вспоминаются многовариантная оплата за проезд и информационные табло. Но интеллектуальная система управления транспортом включает в себя намного больше компонентов – это и дорожное освещение, и светофоры, и видеокамеры, и весогабаритные системы на въезде в города, а также системы управления общественным транспортом.

«Сейчас все страны мира смотрят с надеждой в сторону IoT решений для транспорта. Современные возможности интернета вещей обещают городам существенную экономию на администрировании всех составляющих транспортной системы, а бизнесу – удобное планирование каналов доставки и сокращение расходов на простой грузового транспорта», — говорит Сергей Куриленко, директор департамента проектной дистрибуции MTI — одного из крупнейших украинских поставщиков в сфере hi-tech решений.

Украинские власти также заинтересованы в построении интеллектуальной транспортной системы. В частности – на основе пятого поколения мобильной связи. Как отмечает министр инфраструктуры Владимир Омелян, приоритетом для Украины является построение системы разумных дорог по всей стране, в первую очередь – для дорог международного и национального значения.

По мнению министра, создание сети умных дорог предусматривает наличие трех базовых составляющих:

  • «Твердая» цифровая инфраструктура — сенсоры, датчики, информационные табло, метеорологические станции, камеры фото- и видеонаблюдения, умные светофоры и т.д.;
  • «Мягкая» цифровая инфраструктура — программное обеспечение, которое позволяет собирать и сортировать большие объемы данных, анализировать их и использовать для управления движением, планирования развития инфраструктуры и т.д.;
  • Технологии связи – для передачи данных с дорог и транспортных средств в центры обработки данных и обратно.

Все это образует взаимосвязанную цепь, которая собирает информацию на дорогах, направляет ее в центры обработки данных, где часть решений принимается автоматически (с помощью технологий AI, ML, Big Data и т.п.), а часть принимается операторами.

«Цель построения такой инфраструктуры – обеспечение безопасности на дорогах, мониторинг трафика и управление им. Для связи твердой и мягкой цифровой инфраструктуры между собой мы предполагаем использование протокола связи 5G, который позволяет быстрее передавать и обрабатывать данные, что является критическим фактором с точки зрения обеспечения безопасности на дорогах», — подчеркивает В. Омелян.

«При работе с транспортными системами в первую очередь следует обращать внимание на надежность и функциональность инфраструктурных решений, затем на их конвергентность с другими комплексами и системами. Также, не стоит забывать о безопасности. Очень важно что бы система имела многоуровневую защиту Multi-Layer Protection, которая при необходимости сможет заблокировать опасный и подозрительный трафик, сохранив таким образом, нормальную работу всей системы.», – поясняет директор департамента проектной дистрибуции MTI.

«В мире уже существует немало примеров построения глобальной транспортной системы в рамках города. В рамках страны – это намного более масштабный проект, который, впрочем, также можно разделить на серию подпроектов, которые в дальнейшем будут связаны между собой», — подчеркивает Сергей Куриленко.

В пример Сергей приводит видеосистему Киевского метрополитена. «Так, в столице видеоинформационная система Киевского метрополитена, функционирует на основе коммутаторов которые имеют защиту от вибрации и перепадов темпетратур от компании Zyxel, может быть интегрирована в глобальную ТИС (транспортную информационную систему) города, помогая пассажирам составить свой маршрут с учетом графика курсирования поездов метро», — говорит о полезности для жителей города г-н Куриленко.

Среди прочих интересных украинским властям проектов можно назвать такие, как развитие пассажирского и грузового беспилотного электротранспорта, а также малой гражданской авиации.

«Беспилотные электромобили позволят развивать сферу автоматизированных такси, краткосрочную аренду автомобиля, райдшеринг – и в целом усилят экономику общего пользования в Украине. Здесь можно говорить и о беспилотном общественном электротранспорте, который позволит оптимизировать и удешевить пассажирские перевозки», — считает министр инфраструктуры Украины.

Он также отмечает существенный потенциал беспилотных грузовых автомобилей, внедрение которых усилит логистический потенциал страны, автоматизирует значительную часть отрасли и снизит стоимость перевозок. При этом, в перспективе Украину может ожидать развитие малой гражданской авиации на электрической тяге с автопилотом. По мнению профильного министерства, малая гражданская авиация – весьма перспективное направление, которое также будет способствовать развитию индивидуальных пассажирских перевозок и внедрению дронов-такси.

«Сегодня востребованность использования технологий обмена данными между устройствами очень высока. Только в базе Киевстар насчитывается 1,5 млн М2М-карт, которые, в частности, устанавливаются в транспортных средствах. Это позволяет осуществлять контроль за передвижением техники и использованием топлива, получать данные с датчиков о внешней среде, мониторить состояние авто. Следующий шаг — применение в автомобилях современных IoT-технологий, которые позволят прогнозировать ситуации на дорогах и обезопасить водителей от аварийных ситуаций, учитывая данные, которыми обмениваются авто в реальном времени, состояние дорожного покрытия, наличие препятствий для движения и тому подобное. Безопасность — главный приоритет и современные «умные» устройства имеют существенно в этом помочь», — считает Евгений Кражан, директор по развитию бизнеса на корпоративном рынке Киевстар.

Помимо всего вышеперечисленного, к интеллектуальной транспортной системе также можно отнести такие составляющие, как интерактивная карта ситуации на дорогах, система отслеживания грузовых потоков, метеодатчики, видеонаблюдение, программное обеспечение для автоматизации системы светофоров и сигнальных табло, а также комплексы по управлению ж/д и водными вокзалами, пассажирскими и грузовыми перевозками.

Добавить комментарий